Топ-100ВСМ как драйвер промышленного строительства
Заказать звонок
Ваш город Екатеринбург?

ВСМ как драйвер промышленного строительства

СМИ о нас
30 июн 2025
Проект создания мощностей по выпуску электропоездов для ВСМ выводит на новый уровень сектор индустриального строительства Свердловской области

Предприятие «Уральские локомотивы» в городе Верхняя Пышма Свердловской области реализует масштабный инвестиционный проект создания производства электропоездов для высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Санкт-Петербург. 

Завод будет выпускать поезда с уникальными техническими характеристиками. Прежде всего их отличает скорость — отечественный тяговый привод мощностью 10 МВт обеспечит скорость до 400 км/ч. Во-вторых, они будут отличаться аэродинамической формой с минимальным коэффициентом сопротивления, что снизит шум и расход энергии. Использование в качестве основного конструктивного материала кузова экструдированного алюминиевого профиля позволит снизить вес поезда. 

«Уральские локомотивы» имеют большой опыт в области создания скоростных поездов. Их «Ласточки» и «Финисты» сегодня курсируют в городских, пригородных и межрегиональных перевозках в 27 регионах России, а также на двух международных маршрутах, и способны разгоняться до 160 км?/?ч. Выпуск электропоездов для высокоскоростной магистрали — новая веха в истории железнодорожного машиностроения страны и экономики Свердловской области.

Проектные новации

Но действующих мощностей для такого проекта недостаточно. Для выпуска новой техники потребовалось расширение производственных площадей завода.  

В рамках проекта предусмотрено строительство пяти новых объектов общей площадью 67 тысяч квадратных метров. Это корпус для проведения пусконаладки электропоездов, корпус для формирования компонентов кузова, испытательный центр тягового привода, конструкторский центр и административное здание. 

И для того чтобы возвести эти объекты, нужны сильные компетенции в области промышленного строительства. Таким ресурсом располагает компания «Синара-Девелопмент», которая и выполняет функции генерального подрядчика.

«Наша главная задача — реализовать проект в поставленные руководством страны сроки и в полном соответствии с высочайшими стандартами качества. Работа на стройплощадке ведется уверенными темпами и даже в ночную смену. Уверен, что слаженная работа команды и использование передовых технологий позволят нам успешно завершить этот важный для страны проект», — отметил генеральный директор «Синара-Девелопмент» Тимур Уфимцев.

Новый корпус для проведения пусконаладки является одним из важнейших звеньев производственной цепочки: здесь будет идти процесс объединения изготовленных вагонов в поезд, а также пусконаладочные работы (ПНР). Его площадь составляет 17 тысяч квадратных метров. 

Корпус спроектирован в форме прямоугольного здания. Длина здания 378 метров, ширина — 36 метров, высота — 12 метров. Строителям предстоит уложить в цехе три железнодорожных пути. Первый и второй пути будут оснащены рельсовыми эстакадами и технологическими приямками, третий — смотровой канавой. Длина каждой рельсовой эстакады составит 318 метров, что позволит разместить два пятивагонных поезда «Финист» или один высокоскоростной поезд в восьми- или двенадцативагонном исполнении.

При проектировании этого цеха были заложены дополнительные элементы технологического оборудования, что позволило фактически объединить цех ПНР с функцией обслуживающего депо. Это даст возможность ускорить проведение пусконаладочных работ. Что чрезвычайно важно, особенно на начальных этапах организации выпуска высокоскоростных поездов. 

Оснащение дополнительным технологическим оборудованием потребовало более сложных технических решений. Так, на третьем пути удалось обеспечить возможность подъема поезда целиком при помощи синхронизированных домкратных установок.

Еще один важный технологический этап производства — проверка систем электроснабжения, она будет организована от берегового питания. При таком виде испытаний проводится проверка низковольтного электропитания, проверяется работа освещения, розеточной сети, кондиционеров.

«Чтобы специализированные транспортные тележки могли свободно перемещаться по цеху, была разработана схема, при которой все металлические мостики доступа и обслуживания поездов подвешены к металлокаркасу. А это серьезно увеличило нагрузку на здание. Кроме того, от технологов завода к нам поступил запрос о том, что максимальное вертикальное перемещение площадок обслуживания, подвешенных к металлическим фермам, не должно превышать 5 см, тогда как по нормативу допускается 12 см. Мы выполнили это требование за счет увеличения металлоемкости конструкций», — рассказывает первый заместитель генерального директора компании «Синара-Девелопмент» Данил Значков.  

Кроме этого, в корпусе ПНР предусмотрено размещение 6 кранов грузоподъемностью 3,2 тонны и одного крана грузоподъемностью 20 тонн. Использование материалов , устойчивых к большим нагрузкам, стойких к деформации, позволило выполнить требования технологов и обеспечить необходимую несущую способность и жесткость конструкций для подъемных сооружений.

Нестандартные решения потребовались и при обустройстве земельного участка. Площадка, на которой возводится новый объект, располагается на техногенных насыпных грунтах, что потребовало устройства свайного основания не только под несущий каркас, но и под силовую плиту пола. Таким образом удалось обеспечить необходимую нагрузку на пол, равную 5 тоннам на квадратный метр. 

«Благодаря принятым проектным решениям, строящийся цех ПНР будет отвечать всем требованиям, позволяющим организовать строительство высокоскоростных поездов», — отмечает Данил Значков. 

Сейчас на стройплощадке корпуса идут монтаж профлиста и сэндвич-панелей, монолитные работы (залито 13,4 тысячи кубометров бетона). На объекте смонтировано 1,9 тыс. тонн металлоконструкций, что составляет 70% от общего объема.

Уникальные технические решения

Не меньше уникальных проектных решений требуется и при возведении корпуса для формирования компонентов кузова. Его площадь составляет 32,7 тыс. квадратных метров, длина здания — 420 метров, ширина — 57 метров.

По словам Данила Значкова, строители столкнулись со сложностями при подготовке земельного участка: «Пришлось укрепить нестабильную почву. Для этого мы использовали 100 тыс. кубометров скального грунта. В результате была создана надежная и устойчивая площадка».

Участок строительства самого здания цеха с двух сторон ограничен существующей кабельной галереей, по которой проходит несколько кабелей 10 кВт, питающих как существующие производственные корпуса, так и часть города Верхняя Пышма. 

Поэтому при проектировании здания были предусмотрены технические решения с использованием наружных ограждающих конструкций из стеновых сэндвич-панелей с повышенным пределом огнестойкости, а также дренчерных завесов, которые создают водяную завесу, препятствующую распространению огня и дыма. Для реализации этих решений компании пришлось разработать «Специальные технические условия».

Но и с этими вызовами строители справились.  

Сейчас на стройплощадке корпуса для формирования компонентов кузова монтируются металлические колонны и фермы, профлист и стеновые панели, устанавливаются подкрановые балки, проводятся монолитные работы (залито 14,3 тысячи кубометров бетона). На этом объекте смонтировано 2,4 тысячи тонн металлоконструкций, что составляет почти половину от объема.

Драйвер региональной экономики 

Кроме этих двух корпусов возводится испытательный центр тягового привода и административное здание, ведется подготовка площадки, где в скором будущем появится конструкторский центр.

В целом на площадку строительства новых объектов уникального машиностроительного комплекса ежедневно выходит более 250 человек и 35 единиц техники.

Компания-генподрядчик стремится строго соблюдать график строительно-монтажных работ: закрытие теплового контура основных цехов должно произойти осенью текущего года, а уже в марте 2026 года в них начнется установка технологического оборудования. 

«Уральские локомотивы» в ближайшие годы смогут обеспечить стране ежегодный выпуск до 150 вагонов скоростных и 144 вагонов высокоскоростных поездов.

Этот уникальный объект в области железнодорожного машиностроения даст еще и дополнительный импульс для роста отрасли промышленного строительства. Его реализация будет способствовать развитию передовых строительных технологий, инженерных, проектных решений и внедрению цифровизации.

В свою очередь, сильный сектор промышленного строительства в регионе станет одним из драйверов экономического роста и развития инфраструктуры.               
Все новости
Подписаться на рассылку

Все новости

Помещения в наличии
Помещения в наличии